Что такое планирование проекта?
Это процесс, который включает в себя разработку дорожной карты проекта и определение наилучшего из возможных маршрутов для его успешной реализации, поясняют эксперты ProProfsproject.
План – это своеобразное руководство, в котором четко определены рамки проекта, его задачи, необходимые ресурсы и сроки выполнения. Таким образом, команда может направить свои усилия в правильном направлении с самого первого дня работы.
Зачем нужен план проекта?
Чтобы не столкнуться с изменениями приоритетов в процессе реализации, перерасходом бюджета, срывом сроков и другими «популярными» причинами провала проектов.
Эффективное планирование позволит вам:
- установить достижимые цели;
- получить прозрачный рабочий процесс;
- качественно распределить роли и обязанности;
- приоритизировать задачи;
- тщательно контролировать ход выполнения проекта;
- управлять его рамками;
- быть готовым к рискам.
Как ничего не упустить при планировании проекта?
Для этого эксперты ProProfsproject советуют учесть следующие 6 факторов:
- Рамки проекта
Они должны учитывать цели, сроки, задачи и конечные результаты.
Часто компании выходят за эти рамки, что приводит к финансовым, временным и репутационным потерям. Как этого избежать, мы рассказали здесь.
- Бюджет
Ни один менеджер не хочет объяснять необходимость дополнительных трат, поэтому важно верно оценить бюджет ещё на этапе планирования.
- График
Он необходим. Недостаточно прописать день завершения проекта. Дедлайны нужны каждому этапу и каждой задаче.
- Требования
Чтобы по завершении проекта получить продукт/услугу, который будет соответствовать ожиданиям сторон, эти ожидания нужно узнать ещё на первых этапах. Во время планирования у вас уже должны быть на руках четкие требования.
- Ресурсы
При разработке плана необходимо учесть свои ресурсы, которые можно разделить на 3 больших группы: материально-технические (технологии, инструменты, финансы и т.д.), трудовые и временные.
- Риски
Заранее оцените риски и внесите в свой план меры по их снижению или преодолению последствий, если риск всё же реализовался.
Какие основные этапы планирования проекта?
Шаг 1: Определите четкие и конкретные цели
Неясные или нереалистичные цели – самые популярные причины краха проектов. Для того чтобы сформировать верную цель, необходимо обсудить со всеми заинтересованными сторонами 3 вопроса:
- Каковы основные цели проекта?
- Каковы сроки достижения каждой из них?
- Как оценить успех в достижении этих целей после завершения проекта?
Шаг 2: Определите подходы к управлению проектом
Здесь мы писали, какие подходы к управлению проектами использует российский бизнес.
Шаг 3: Определите задачи
Напишите конкретные задачи и их последовательность. Для каждой из них определите крайний срок, необходимые ресурсы и ответственного за её выполнение.
Шаг 4: Определите и распределите ресурсы
В одном документе сложите вместе все ресурсы, которые, как вы выяснили на предыдущем этапе, вам понадобятся. Во втором – распишите, как будут распределяться материально-технические ресурсы между членами проектной команды.
Шаг 5: Опишите роли и обязанности
Каждый участник проекта должен понимать свою зону ответственности.
Шаг 6: Установите четкие каналы коммуникации
Проведите совещание, на котором команда не только обсудит цели и задачи, но и поймёт, как и с кем можно связываться, чтобы прояснить те или иные вопросы. Кроме того, у сотрудников должно быть место (удобнее всего виртуальное), где можно и нужно
- делиться проектными документами;
- обсуждать возникающие сложности и пути их преодоления;
- напоминать друг другу о приближающихся дедлайнах, задачах и т.д.;
Шаг 7: Оцените риски
И заложите в план действия по их минимизации или устранению последствий, если они всё же реализовались. Самые популярные риски, актуальные почти для всех проектов:
- отсутствие ресурсов или их внезапное исчезновение (сотрудник уволился, или компания-поставщик ПО не продлила лицензию, например);
- нарушение сроков;
- расширение рамок проекта;
- технические сбои;
- потеря взаимопонимания между членами команды.
Узнать о том, как планируют свои проекты самые успешные ОЦО России, вы сможете на Первой конференции «Управление проектами в общих центрах обслуживания», которая пройдёт 24 апреля онлайн. Там своим опытом поделятся представители «Алкогольной Сибирской Группы», «Сегежа Групп – ОЦО», Страхового дома ВСК, ОЦО ГК «Агропромкомплектация», «Ростелекома» и других общих центров обслуживания России.