Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ провёл исследование, чтобы выяснить масштабы распространения дистанционной занятости в российских компаниях. В нём приняли участие более 4 тыс. организаций из 10 отраслей экономики.
Масштаб
Согласно полученным данным, удаленный формат работы используют 58,6% компаний. При этом, чем крупнее организация, тем чаще практикуется «дистанционка».
Отрасли
«Удалёнка» распределена по отраслям неравномерно. Чаще других такой формат применяется в телекоме, ИТ-отрасли и финансовой сфере. В наименьшей степени дистанционный режим применяется в отраслях, где работа большинства сотрудников связана с управлением машинами, оборудованием и другими производственными активами (энергетике, ЖКХ, сельском хозяйстве и др.).
Местонахождение сотрудников
Местонахождение удалённых работников не имеет значения только для трети работодателей. Остальные требуют, чтобы сотрудники работали на территории России. Это требование особенно актуально для финансовой сферы, энергетики, телекома и ИТ-отрасли, то есть областей, в которых работа связана с персональными данными или критической информационной инфраструктурой.
При этом выявлена ещё одна закономерность. Малые предприятия устанавливают ограничения на местонахождение удаленных сотрудников чаще, чем крупные и средние (78.4% против 72.8 и 68.9% соответственно).
Преимущества
Широкое распространение «удалёнки» объясняется эффективностью этого формата. Более 60% опрошенных Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ руководителей компаний отметили положительный эффект от возможности привлечения дистанционных сотрудников из других регионов России и из-за рубежа.
Эффективность такого формата ученые отмечали ещё задолго до его популярности. Например, в 2015 году китайское туристическое агентство провело эксперимент, переведя некоторых сотрудников кол-центра на «удалёнку». Продуктивность отдела выросла на 13%. Кроме того, участники эксперимента стали испытывать меньше стресса и увеличили свои смены в среднем на 9%. В итоге компания перевела на дистанционный формат всех сотрудников кол-центра и продуктивность этого отдела выросла на 22%.
Кроме того, согласно этому исследованию люди меньше отвлекаются и лучше фокусируются, чем в офисе. А авторы этого выяснили, что лучший баланс работы и личной жизни, который легче достигается сотрудниками на «удалёнке», мотивирует трудиться больше.