
Ольга Крылова, Северсталь-ЦЕС
Мы сократили сроки формирования отчетности по операционной ликвидности с 3-3,5 часов до 20-30 минут
Северсталь-Центр Единого Сервиса – сервисная компания в рамках группы компаний «Северсталь», расположенная в Ярославле и специализирующаяся на предоставлении услуг аутсорсинга сквозных бизнес-процессов. Компания работает на рынке уже 13 лет. В штате числится более 1200 специалистов, которые обслуживают свыше 100 клиентов. Компания работает в 5 странах, среди которых Казахстан и страны Африки.
Северсталь-ЦЕС – многофункциональный центр, который обслуживает процессы в сфере бухгалтерского учета, казначейства, HR и операционных закупок. Мы разработали собственную методологию по переводу компаний на аутсорсинг, а также методологию по автоматизации и роботизации рутинных процессов.
Автоматизация отчетности по операционной ликвидности
Триггером к автоматизации отчетности по операционной ликвидности стало решение нашего клиента перевести компанию из SAP STL Digital в SAP S/4HANA. Изначально мы в Северсталь-ЦЕС не планировали переводить процесс операционной ликвидности в SAP S/4HANA. Он был автоматизирован на основе Excel, и нам казалось, что этого будет достаточно. После некоторых обсуждений и расчётов было решено, что эффекты от переноса Ликвидности в систему (снижение рисков необеспечения средств, сокращение трудозатрат и многие другие.) будут высокими. Таким образом перенос был согласован и включён в проект.
На Рис.1 показано, как выглядел процесс до перевода в Excel: все основные отчеты формировали общую картину операционной ликвидности и позволяли нам принимать те или иные управленческие решения. Мы частично управляем процессами операционной ликвидности по группе компаний «Северсталь», а также в 40% случаев принимаем решение по движению денег. Поэтому нам было важно получать качественные отчеты.
Жизненный цикл отчетов по операционной ликвидности
Для выстраивания процесса в новой системе SAP S/4HANA было необходимо пройти несколько этапов, чтобы система могла формировать отчеты оперативно и безошибочно.
Во-первых, мы перевели весь процесс из Excel в SAP S/4HANA. Во-вторых, мы сократили сроки формирования отчетности по операционной ликвидности с 3-3,5 часов до 20-30 минут. Сроки отчетности были нашим основным минусом. Их удалось сократить, выстроив процессы в системе: мы интегрировали платежи, перевели функцию оформления заявок на платеж на инициатора. Кроме того, мы настроили своевременную загрузку выписок. Таким образом, вся информация для построения отчетов по операционной ликвидности загружается к четко определенному времени.
В-третьих, теперь в формировании данных для составления отчета принимает участие один человек (раньше для этого процесса требовалось 4 человека).
Таким образом, благодаря автоматизации отчетности по операционной ликвидности мы сократили трудозатраты, минимизировали ручной контроль за исходящими и входящими потоками, а также открыли для себя большие возможности для дальнейшего развития и автоматизации процессов.
Автоматизация позволила обновить остатки по банковским счетам по факту загрузки выписок в учётную систему, выгружать в отчет по текущей ликвидности данные по входящим и исходящим потокам, контролировать функции по обеспечению ликвидности: кредиты, лимиты, депозиты, НСО и т.д., а также предоставила возможность выборочного контроля и создания документов напрямую из отчета по текущей ликвидности без необходимости перехода в учетную систему.
Отчеты операционной ликвидности после автоматизации
На Рис.2 показано, как на сегодняшний день выглядит отчет – лимит по овердрафтной линии в Северсталь-ЦЕС. Это надстройка SAP FIORI. Плитки можно передвигать по экрану, настраивать форматы, указывать банк. Благодаря данному отчету мы можем контролировать кредитные линии с отражением лимита, а также входящие и исходящие потоки.
Также у нас есть отчет по нарушениям. Раньше мы его создавали, основываясь на уже сформированной текущей ликвидности, и контролировали в ручном режиме. Сейчас его формирует система, подсвечивая ошибки. Можно нажать на плитку и более детально посмотреть, по каким банкам возникли нарушения или превышение лимитов, после чего оперативно их отработать.
На Рис.4 представлен отчет по использованию банковских лимитов. Мы можем видеть суммы использованного лимита в разрезе компаний и банков. В данном отчёте отражаются овердрафтные лимиты и внутридневные лимиты для каждой компании.
Следующий отчет – контроль неснижаемых остатков, поскольку мы работаем в том числе с компаниями, которые обязаны иметь неснижаемый остаток согласно требований законодательства. Благодаря данному отчету мы можем визуализировать нарушения НСО, а также анализировать денежный поток по счету.
Также мы формируем отчет по контролю возврата депозитов. Благодаря этому мы можем отслеживать поступления, которые возвращаются или планируют возвращаться в ближайшие дни. Кроме того, можем посмотреть сроки возврата и валюту.

На Рис.7 представлен отчет для контроля обеспечения ликвидности. Он похож на отчет по остаткам, но немного в другой интерпретации. Цель данного отчета – анализировать денежный поток (поступления, остатки и платежи). Именно он является основой ведения текущей ликвидности по группе компаний и позволяет оперативно отслеживать любые потоки в разрезе компаний, банков, валют и счетов.

Данный отчет позволяет контролировать остаток на конец дня по компании и по каждому ее отдельному расчетному счету.
Подведу итог: вследствие автоматизации отчетности по операционной ликвидности численность сотрудников отдела управления ликвидностью не приросла, хотя мы этого ожидали. Кроме того, автоматизация позволила формировать отчеты качественно и безошибочно.
Стоит отметить, что кроме автоматизации операционной ликвидности мы планируем автоматизировать и управленческие решения. Например, если у нас появится излишек денежных средств, система, учитывая платежный календарь, сама предложит размещение депозита, определит оптимальную сумму и ставку.
Вам может понравиться

Михаил Мирошниченко, Гринатом: «ОЦО должен быть экономически эффективным»
Михаил Мирошниченко, руководитель центра обслуживания по бухгалтерскому и налоговому учету, Гринатом, рассказал, как выбрать процессы для цифровой трансформации, результаты которой будут работать в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Анастасия Токарева, Металлоинвест: «Уровень автоматизации контролей в ОЦО вырос с 22% до 46%»
Анастасия Токарева, начальник управления внутреннего контроля Металлоинвеста и спикер Девятой конференции «Внутренний контроль и внутренний аудит как инструменты повышения эффективности бизнеса», поделилась с CFO Russia опытом вступления в налоговый мониторинг и результатами развития системы внутреннего контроля.

Наталия Савинцева, Филиал ОЦО «Ростелеком»: «Бизнес и ОЦО должны работать вместе над проектами, чтобы достичь общих целей»
Наталия Савинцева, директор центра компетенций по договорному обеспечению Филиала ОЦО «Ростелеком» и спикер Тридцать пятой конференции «Общие центры обслуживания: организация и развитие», рассказала CFO Russia про этапы становления ОЦО бизнес-партнером.